По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина
Московский патриархат Саратовская епархия

Храм во имя Святого Равноапостольного великого князя Владимира
города Саратова
 

Совершена Вечерня с чинопоследованием Пассии

4 марта, в канун понедельника 3-й седмицы Великого поста, настоятель храма иерей Александр Катков совершил Вечерню с Пассией и акафистом Страстям Христовым.

За богослужением молилось 25 человек.

Воскресными вечерами Великого Поста в православных храмах традиционно совершается особое богослужение – акафист Страстям Христовым, или Пассия (от латинского passio – страдание). Это торжественное и скорбное чинопоследование –оплакивание Сына Божиего, исповедание нашей любви и верности Ему или, как иногда говорят, наша возможность постоять у Креста. Каждый икос заканчивается словами «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем». За каждой из четырех великопостных Пассий читается Евангелие, повествующее о Страстях Христовых.

ПАССИЯ  — самая поздняя по времени возникновения православная служба, была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Так называются особые службы, совершаемые в Великом посту, во время которых читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): в воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...». Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.