По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина
Московский патриархат Саратовская епархия

Храм во имя Святого Равноапостольного великого князя Владимира
города Саратова
 

Божественная Литургия

28 июля, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия, в храме Святого Равноапостольного великого князя Владимира была совершена Божественная Литургия.

Бог­ослужение возглавил секретарь Епархиального управления архимандрит Евфимий (Митрюков), настоятель Княже-Владимирского храма иерей Александр Катков, священник Алексий Романов, диакон Антоний Братушин, диакон Владимир Ващенко.

Во время богослужения в храме молились 183 человека, причастились Святых Христовых Таин 55 человек.

По окончании Литургии было совершено молебное пение Святому Равноапостольному великому князю Владимиру и освящено коливо.

28 июля Церковь совершает память святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси; с 2010 года это еще и церковно-государственный праздник, День Крещения Руси. И, конечно, престольный праздник нашего храма. Святой равноапостольный князь Владимир родился в 963 году; он был сыном князя Святослава и внуком святой равноапостольной княгини Ольги – первой христианки на языческой еще Руси. Матерью Владимира (Володимира) была Малуша – дочь Мала, князя древлян, славянского племени, побежденного воинственной Ольгой.Получив от своего отца, князя Святослава во владение Новгород, Владимир обрел смертельного врага в лице своего брата Ярополка, княжившего в Киеве. Война между братьями была длительной, очень жестокой, она закончилась победой Владимира и убийством Ярополка у него на глазах, после чего Владимир сел в Киеве. Он практически непрерывно вел войны, прирезая к своему княжеству все новые территории, подчиняя себе соседние народы,защищая свои рубежи. Это была вполне нормальная для тех времен политика главы государства: и жестокость Владимира тоже никого тогда не удивляла и не выделяла его из ряда других князей. Не только после, но и до принятия христианства Владимир был, безусловно, выдающимся правителем Киевской Руси. Язычник Владимир враждебно относился к христианству, и образ жизни его был вполне языческим – пять жен (в их числе и насильно взятая в жены жена убитого Ярополка) и много наложниц. С целью объединения славянских земель Владимир реформировал языческий культ, «отменил» мелких племенных божков и установил на высокой горе над Днепром изваяния Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Перед ними совершались жертвоприношения, в том числе и человеческие. Но автор «Повести временных лет» свидетельствует о том, что князю не были чужды иные помыслы, иные духовные искания. В 80-х годах Х века к киевскому князю зачастили послы разных народов с предложениями принять ту или иную веру. Но Владимир прогнал всех, кроме неизвестного греческого философа, рассказ которого о Христе, о Священном Писании, о Страшном Суде, об аде и рае произвел на князя сильное впечатление. После этого Владимир и отправил своих людей в Константинополь, где они были потрясены неотмирной красотой богослужения в храме святой Софии. Их рассказ приблизил князя к выбору веры для Руси– Православие!Окончательное решение ускорили политические события, в которых Владимир по-прежнему выглядит язычником, не знающим преград для своих желаний. Он хочет породниться с византийским императорским домом, уравняться в чести с византийскими императорами. В качестве платы за военную помощь в подавлении мятежа Владимир требует у императора руку его сестры –принцессы Анны. Ему это обещают, но с условием – креститься и вступить в церковный брак, исключающий возможность многоженства. Владимир согласен. Но император Василий не спешит с исполнением своих обязательств – ему невыгодно возвышение Руси за счет этого династического брака. Чтобы настоять на своем праве, Владимир с многотысячным войском осаждает и берет Херсонес – оплот Византии на Черном море. Он угрожает пойти на Царьград – если ему не отдадут обещанное, то есть принцессу. Византийский дом вынужден согласиться. Анна выезжает навстречу жениху, сопровождаемая священниками.Незадолго до своего крещения Владимир, подобно апостолу Павлу, слепнет, а после Крещения прозревает и произносит «Теперь я узнал истинного Бога». Об этом — в тропаре, который поют в Княже-Владимирском храме за каждой Божественной Литургией:«…обрел еси безценный бисер, Христа, избравшаго тя, Яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную». Получив в Крещении имя Василий, киевский князь стал совершенно другим человеком. За его крещением последовало крещение дружины и народа. Первый в Саратове храм во имя святого равноапостольного князя Владимира был освящен в июле 1888 года, к 900-летию Крещения Руси, преосвященным Павлом (Вильчинским), епископом Саратовским и Царицынским. Построили храм на средства, собранные горожанами, по проекту видного и немало потрудившегося в Саратове архитектора Алексея Салько.Популярный в те годы псевдорусский стиль создавал ощущение богатырского величия. Храм стоял на Полтавской площади –сейчас на ее месте Детский парк, а конкретно на месте храма –стадион. Увы, в 30-х годах ХХ века Владимирский храм был разобран, как многие другие церкви нашего города. Ныне действующий Княже-Владимирский храм был освящен на Светлой седмице 2010 года – епископом (ныне митрополитом) Саратовским и Вольским Лонгином. Сегодня одна из святынь этого храма – старинная икона святого князя Владимира.