По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина
Московский патриархат Саратовская епархия

Храм во имя Святого Равноапостольного великого князя Владимира
города Саратова
 

Богослужения в На́вечерие Богоявления

Крещение Господне или Богоявление Церковь празднует с той же торжественностью, что и Рождество Христово. В богослужении этих двух праздников много общего, что неслучайно: в первые века христианства это было единое торжество, два события — Рождество и Крещение Иисуса в Иордане — объединялись понятием Богоявления. Начиная с IV века Рождество стали праздновать отдельно.

Крещение Иисуса от Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи) в водах Иордана вместе с многими другими пришедшими к Иоанну людьми нашло отражение во всех четырех Евангелиях. Следует подчеркнуть, что крещение Иоанново не было крещением в христианском значении этого слова. Оно было лишь очищением, омовением от грехов, подготовкой каждого омываемого к иному Таинству. Об этом говорил и сам пророк « Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною (…) будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3,11).

Праздник Крещения называется еще Богоявлением, потому что это было первое откровение о Святой Троице, о Триединстве Божества. Иоанн Предтеча духовным взором опознает в подошедшем к нему Иисусе Того, Кому он предпослан, то есть Сына Божиего; в момент выхода Иисуса из иорданских струй Креститель видит Духа Божия, Который сходил как голубь и ниспускался на Него; затем он слышит глас Отца Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф.3,16-17)

Погрузившись в Иордан, Господь освятил водную стихию, благодаря чему вода используется для христианского крещения – «Днесь вод освящается естество».

Как и Рождество, Богоявление предваряется Навечерием, или Крещенским сочельником,— днем строгого поста. Утром в храме читаются Царские часы, Изобразительны, Великая Вечерня с Литургией святителя Василия Великого. И на часах, и на вечерне мы слушаем ветхозаветные паремии, в которых, так или иначе, упоминается вода. Новозаветные (апостольские) чтения на часах связаны с Таинством Крещения.
Всенощное бдение в канун праздника начнется не с вечерни, как обычно, а с Великого повечерия, как и накануне Рождества; за повечерием звучит тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение». Красивейший Чин освящения воды совершается дважды – после Литургии в сочельник и затем – непосредственно в праздник.

Богослужение совершил  иерей Александр Катков в сослужении духовенства нашего храма.

Во время богослужения в храме молились33 человека, причастились Святых Христовых Тайн 3 человека.